Онлайн-проект городского историко-краеведческого музея, зародившийся, что называется, на коленке, победил в народном голосовании в международном конкурсе. Темиртауская команда была единственным участником из Казахстана.
Фестиваль музейного маркетинга и гостеприимства «Музей для людей» в этом году проводился в четвертый раз. Организатором традиционно выступает Новосибирский государственный краеведческий музей. Нынче его темой стали онлайн-проекты, претворенные в жизнь в новых условиях, — истории, стратегии, размышления и выводы.
В общей сложности поступило 38 заявок, и только одна — из Казахстана. Во второй тур прошли всего 10 музеев, и конкуренция была серьезной. Темиртаусцы стояли в одном ряду с Красноярским художественным музеем им. В.И. Сурикова, музеем-усадьбой им. Г.В. Юдина, Крымским литературно-художественным мемориальным музеем-заповедником, Центром развития кинематографии им. Леонида Гайдая и другими.
В конкурсное жюри входили искусствовед, культуртрегер, куратор проектов в области технологического искусства Ирина Актуганова (г. Санкт-Петербург), главная по музейным проектам Студии Артемия Лебедева, член президиума некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» Татьяна Николаева (г. Москва), директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов, а также основатель Фонда музеев Амстердама, член правления Международного совета музеев ICOM Бьерн Стенверс (Нидерланды). Во внимание принималось множество аспектов: количество просмотров, продвижение в социальных сетях, целевая аудитория.
Темиртаускому историко-краеведческому музею было что предложить на суд экспертов. В его портфолио — 18 разноплановых онлайн-проектов.
— В основном они связаны с историей нашего города. Самый масштабный — «Исторические практики». Он был задуман с самого начала перехода на дистанционный режим, то есть весной прошлого года. За это время в свет вышли 34 видеоролика, — рассказала старший научный сотрудник Светлана Трещёва. — Он рассчитан на детскую аудиторию. В каждом выпуске задействованы предметы, которые дожидались своего часа в запасниках. Мы изучали устройство патефона изнутри, откуда берется свет, делали саманный кирпич, обрабатывали шерсть и многое другое.
Каждый ролик требует кропотливого труда — сбор информации по теме, разработка сценария, подготовка экспонатов и т.д. Одному человеку справиться с этим не под силу. А потому были задействованы все члены этого маленького коллектива, вплоть до технического персонала. Вдобавок к этому, говорит С. Трещёва, следует учитывать тот факт, что в России это направление поддерживается финансово. Зарубежные коллеги могут позволить пригласить себе в команду профессионалов, тогда как в арсенале авторов «Исторических реконструкций» были всего лишь смартфон и настольная лампа, позаимствованная у бухгалтера.
— На начальном этапе мы не понимали, что такое озвучка, монтаж. Начинали работать, что называется, на коленке. Следует отметить, что в прошлом году «Исторические реконструкции» были признаны лучшим музейным онлайн-проектом республиканского конкурса «Рухани қазына». Благодаря этому мы смогли приобрести сотовый телефон с хорошей камерой, стедикам и осветительные приборы, — рассказала куратор проекта.
Как показал фестиваль, музей сделал правильный маркетинговый ход. В общей сложности в народном голосовании приняли участие 7 256 человек. Максимальное количество лайков — 3142 — заработала темиртауская команда. На втором и третьем местах с существенным отрывом оказались музей города Северска (1292) и Центр развития кинематографии им. Леонида Гайдая (1252).
— Наша победа говорит об одном: если люди откликаются, значит, мы работаем, нас знают, — отметила Светлана Трещёва.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА
г. Темиртау