В рамках реализации государственной программы «Рухани жаңғыру», музеем для учащихся школ города разработаны образовательные программы.
с 1 сентября по 15 октября 2017 года
Образовательная программа «Истории бабушки Зере»
для учащихся младших классов детских садов, приуроченная ко Дню города.
Целью экскурсии: знакомство через игру с азами краеведения, использую интерактивное общение с предметами разных эпох.
Форма проведения: музейный кукольный театр с использованием интерактивных методов обучения.
Содержание программы: Образовательная цель программы достигается посредством музейного кукольного театра. Персонажи кукольного театра, через диалог и использование экспонатов, раскрывают основные этапы становления города Темиртау.
Каждый этап сопровождается историей из уст бабушки и прививанием первичных навыков использования предметов исторического периода. Экскурсоводами выступают куклы. Через подлинные исторические экспонаты, куклы рассказывают об основных этапах становления города Темиртау.
Получение знаний происходит через использование музейных экспонатов – глажка ткани с помощью рубеля, углевого и нагревательного утюга, включение патефона, укладка кирпичной кладки, примерка спецодежды горнового доменной печи.
с 10 октября по 30 октября 2017 года
«Сарыарка –колыбель степной цивилизации»
уникальная экспозиция впервые представленная в городе Темиртау.
Цель: через исторические ценности осветить развитие региона от истоков до современности;
Основные направления экскурсии: Бронзовый век. Андроновская культура: освоение металла, металлургического дела; Культурное наследие Сарыарки- золотой воин (реконструкция). Ранний железный век (находки могильника Талды 2, Каркаралинский район); Средневековье. Материальные и духовные преобразования в степи. Кояндинская ярмарка. Основа экономики региона- горнодобывающая и обрабатывающая промышленность.
Экспонаты: Воинское снаряжение кочевников: шлем, кольчуга, щит, копье, сабля. Макет древней металлургической печи для обжига глиняной посуды и выплавки
с 12 октября по 30 октября 2017 года
экспозиция «История мировых религий, через предметы религиозного культа»
приуроченная ко Дню духовного согласия и толерантности.
Цель: через предметный мир религиозного культа дать информацию в доступном формате, которая поможет сориентироваться в мире религиозных постулатов и познакомить с историей мировых религий. Познакомить с экстремистскими и террористическими организациями, запрещенными в Казахстане.
Основные направления экскурсии: Определить - что такое религия. Дать критерии мировым религиям. Выявить основные догматы ислама, христианства, буддизма. Узнать, какие экстремистские и террористические организации запрещены в Казахстане.
Экспонаты: Используются более 60 уникальных экспонатов, представленных во временной экспозиции «История религиозных организаций Темиртау». Их уникальность состоит в том, что это - подлинные предметы, датированные ХVIII-ХХвв. Коран на арабском языке, изданный в Турции в ХVIII веке, Евангелие на церковно-славянском языке конец ХIХ века, иконы православные, датированные ХVIII веком, крест напрестольный старообрядческий начало ХХв. Предметы для проведения религиозных обрядов разных конфессий. Традиционная одежда имама. Полное облачение православного и католического священника, священнослужителей протестантских церквей.
Навыки: Дать знания, позволяющие ориентироваться в мире религий, знать критерии определения и названия экстремистских и террористических организаций запрещенных в Казахстане.
Экспозиционно-образовательный проект «Туған жер».
- Образовательная программа
«Истоки».
Цель: практическое погружение учащихся в быт людей начала 20 века, усвоение истории местности через прямую работу с экспонатами.
Основные направления программы: легенды и топонимы местности, семья Оразбековых, принадлежность земель территории нынешнего Темиртау, Столыпинская реформа, политика переселения, изъятие земель у казахского народа, образование переселенческого участка Жауыр-Брод, переселенческий посёлок Самарканд, первая больница, первая школа, быт переселенцев.
Личности: род Аргын, Тетигул, Оразбек, Ниязбек, Турлыбек, семья Оразбековых. Первые врачи – Кондратьев В., Горбачевская Т.
Экспонаты: саманный кирпич, чесало, камча, рубель, углевой утюг, прялка, нагревательный утюг, национальный казахский костюм, национальный немецкий костюм, чугунки, самовары, лапти, табак, снаряжение лошади и т.д.
Навыки: работая с исторически значимыми экспонатами, научиться расчесать шерсть с помощью чесала, сплести камчу, погладить ткань рубелем, углевым и нагревательным утюгами, узнать технологию изготовления саманного кирпича.
- Образовательная программа
«Посёлок Самарканд в годы сталинских репрессий»
Цель: на краеведческих материалах раскрыть начало становления промышленности будущего города Темиртау в 1930-е гг.; через судьбы репрессированных жителей города, отразить эпоху тоталитаризма и вклад жертв политических репрессий в строительство Темиртау.
Основные направления программы: индустриализация, исследование Центрального Казахстана Сатпаевым К.И., развитие Карагандинского угольного бассейна, строительство Самаркандского водохранилища и КарГРЭС-1. Коллективизация и «Малый Октябрь» Голощёкина на примере раскулаченных семей города. Карлаг. Узники Карлага на поселении в Темиртау – Теодор Спаде, Маргарита Перхина и др. Формирование многонационального состава города за счет репрессий против корейского, польского, немецкого, греческого, чеченского народа. Условия жизни, права и обязанности репрессированных. Японские и немецкие военнопленные в Темиртау. Вклад жертв политического террора в становление города.
Личности: исследователь Сатпаев К.И., гидролог Колесов Г.Г., первостроители Рахимжанов Г.Р., Жанабергенов Р.Ж., раскулаченные семьи Сыздыковых, Кочетовых, Киселевых; по национальному признаку – семьи Николаиди, Киблер.; статья 58 – Спаде, Перхины. и др
Экспонаты: Материалы исследований Сатпаева К.И. в районе п. Самаркандского, документы первостроителей платины и КарГРЭС-1, орудия труда первостроителей, документы и собственноручно написанные воспоминания репрессированных. Архивные документы и карты относительно расположения и состава лагерей немецких и японских военнопленных в Темиртау, периодические издания государственные и местные 1930-53гг., элементы формы работника НКВД.
Навыки: определение полезных ископаемых по образцам, работа с орудиями труда строителей водохранилища: рубанок, тачка; работа с копиями документов репрессированных, умение разделять документы по составу репрессий: раскулачивание, по национальному составу, статья 58 УК, репрессии военных лет.
- Образовательная программа
«Посёлок Самаркандский в годы Великой Отечественной войны».
Цель: раскрыть вклад казахстанского тыла в Победу в Великой Отечественной войне на примере п. Самаркандского.
Основные направления программы: строительство и пуск промышленных объектов: КарГРЭС-1, Литейно-механического завода, Завода синтетического каучука, треста Казметаллургстрой, Казахского металлургического завода. Эвакуация предприятий и специалистов на территорию республики, условия и сроки возведения объектов, подготовка национальных кадров. Первый карбид кальция, первая казахстанская сталь. Юные жители Самаркандского в годы ВОв. Присвоение посёлку статуса города с наименованием Темиртау.
Личности: первый директор ЛМЗ Жевлаков В., первые сталевары Дарибаев А., Байгазиев Е., Жунусов А., Валеев И., строитель Турмагаметов Укен, кузнец – Сыздыков Аубакир и др.
Экспонаты: документальная видеохроника о строительстве Казахского металлургического завода, постановления и указы о строительстве промышленных объектов в п. Самаркандском, документы, награды, воспоминания, личные вещи первостроителей, первых сталеваров, отливок первой казахстанской стали.
Навыки: писать пером и чернилами, сидя за партой 1950-60-х гг, определять пионерскую атрибутику, повязывать пионерский галстук, работать в очках сталевара, определять названия строительных инструментов.
- Образовательная программа
«Строительство Карагандинского металлургического комбината. Казахстанская Магнитка – ударная комсомольская стройка страны».
Цель: раскрыть историю и особенности становления гиганта черной металлургии Республики.
Основные направления программы: начало строительства Карагандинского металлургического завода и восточной части Темиртау, приезд в город болгарской молодёжи, объявление Казахстанской Магнитки – Всесоюзной ударной стройкой страны, приезд будущего Президента Н. Назараева, условия жизни строителей, палаточный городок, беспорядки в городе в 1959 году, пуск первой доменной печи, первые горновые, присвоение заводу статуса комбината.
Личности: управляющий трестом КМС Коркин А., болгарский строитель Къянев В., комсомолка Т. Шагиева, горновой Н.Назарбаев.и др.
Экспонаты: документальная видеохроника о строительстве Казахстанской Магнитки, комсомольские путёвки советской и болгарской молодёжи, плакаты, газеты, молнии 1955-1970 гг., документы, отливок первого казахстанского чугуна, одежда и инструменты горнового, образцы продукции цехов КМК, символические ключи от цехов комбината.
Навыки: сделать кирпичную кладку, посетить палатку первостроителя, надеть одежду горнового.
- Образовательная программа
«Жаркое лето 1959-го»
Цель: раскрыть хронологию беспорядков в среде строителей Казахстанской Магнитки в августе 1959 года, разъяснить предпосылки и последствия социально-бытовой неустроенности строителей металлургического завода.
Основные направления программы: начало строительства Карагандинского металлургического комбината, Всесоюзная стройка страны, состав и численность молодёжи, прибывшей по призыву комсомола. Социально-бытовые условия жизни строителей в Темиртау. Хроника событий по часам от поджога столовой до захвата магазина. Действия местных органов власти, ввод в город войск МВД, показательный суд. Перемены в жизни строителей.
Экспонаты: документальный фильм о событиях 1959 года с воспоминаниями очевидцев, уникальный фотоматериал с видами разгромленных зданий и улиц. Архивные справки и отчеты о событиях в Темиртау, копии приговоров участникам и зачинщикам беспорядков. Макет палатки строителей Казахстанской Магнитки с соответствующей времени мебелью и утварью.
Навыки: научиться показывать хронику событий 1959-го года на современной карте города.
- Образовательная программа
«Когда моя бабушка была маленькой»
Цель: через предметы и их эволюцию, раскрыть научно-технический и культурный прогресс XX века на примере нескольких поколений жителей г. Темиртау.
Основные этапы программы: начало XX века, 1930-40-е гг., 1950-60-е гг, 1970-90-е гг. На каждом этапе, опираясь на экспонаты, рассказывается о прогрессе в сфере науки (орудия труда, бытовые приборы), архитектуры (внешний облик города, строительные материалы, многоэтажность), моды, культуры, медицины, спорта и тд.
Экспонаты: стиральная доска, стиральная машинка, рубель, утюг углевой, нагревательный, платья в пол, шляпки-таблетки, керосиновые лампы, примус, деревянный чемодан, патефон, первый телевизор и видеокамера, бобинные магнитофоны и тд.
Навыки: умение по внешнему виду определять время изготовления предмета, умение пользоваться вышедшими из употребления предметами: углевым и нагревательным утюгом, ухватом и коромыслом, писать пером и чернилами, собирать гардероб соответственно эпохе, определять время городских построек, пользоваться магнитофоном и арифмометром и др.