В специальной зоне размещен экземпляр легендарного парфюмерного средства, изготовленного в СССР в начале 80-х годов прошлого века. Экспонат великолепно сохранился, о чем свидетельствуют неповрежденная упаковка и наполненный флакон. Он был передан жительницей города металлургов Валентиной Степановой. Духи она приобрела в магазине «Магнитка» за 5 рублей 30 копеек.
«Красная Москва» неизменно вызывает ностальгию по прошлому. В официальной характеристике говорилось, что это тонкий, теплый, благородный аромат с оттенком флердоранжа. Известный советский косметолог Рудольф Фридман в своей книге «Парфюмерия», вышедшей в свет в 1955 году («Пищепромиздат»), описал его следующим образом: «Красная Москва» ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью... Комплекс по запаху сам по себе довольно сентиментальный, но который благодаря изменению тембра и введению ряда гармонирующих веществ получил особую красоту и богатство запаха». Там же отмечалось, что духи, «состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики, для совершенства (закругления) всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха, нуждаются в значительной доле жасминной эссенции». В 1958 году они были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.
История аромата имеет глубокие корни. Как рассказал экскурсовод Темиртауского городского историко-краеведческого музея, его первая версия появилась на фабрике «Брокар и Ко» в 1913 году. Он был создан для императрицы Марии Федоровны парфюмером Августом Мишелем в честь 300-летия царствования Романовых. По одной из версий, за основу были взяты французские духи L’Origan Coty 1905 года. В рекламном проспекте товарищество позиционировало себя изобретателем цветочного одеколона с более чем 20 различными запахами, неподражаемых духов «Персидская сирень» «во всевозможных флаконах и за разную цену (от 15 коп. и до 10 руб.)», глицериновых мыла и пудры. Также клиентам предлагались такие новые изобретения, как духи самого высокого достоинства «Весенние цветы», «Цвет яблони», индийская вода для пульверизации в комнатах, мыло, «специально приготовленное для маленьких детей». Поставщик императорского двора имел сеть розничных магазинов. Более того, производство косметической продукции осуществлялось не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и за рубежом: в Париже, Ницце, Константинополе, Брюсселе и Берлине.
После революции производство аромата теперь уже под названием «Красная Москва» в 1925 году возобновила фабрика «Новая заря». Дизайн первого флакона придумал штатный художник предприятия Андрей Евсеев. Тогда его украшали рельефный узор, фигурная этикетка, притертая пробка-луковка и коробочка с рисунком. Впоследствии флакон многократно менял свой вид. Как говорят знатоки, по нему можно будет определить если не год, то хотя бы десятилетие выпуска. Как гласит история, долгое время формула духов оставалась неизменной. Однако в 70-е, с введением новых ГОСТов, любимый запах утратил свою насыщенность, а затем интерес к нему и вовсе пошел на спад.
г. Темиртау