«Весь дом собирался вечером в нашей квартире смотреть телевизор. Нам, детям, просто места не хватало. Мы усаживались под большой круглый стол. Край скатерти поднимался. Но когда взрослые считали, что на экране происходит то, что детям видеть не положено, скатерть демонстративно опускалась», – рассказывала музейный сотрудник Тамара Дидик, сидя у старинного телевизора «Рекорд». Темиртауский историко-краеведческий музей привез этот атрибут советской эпохи в Караганду на конкурс «Музейная весна».
В прошлый понедельник на площади возле Краеведческого музея все желающие могли поучиться взбивать кумыс, плести из степной соломки стены юрт, каменным топором подрубить медную руду или вновь вступить в пионеры. Так проходила самая зрелищная часть фестиваля «Музейная весна», ради которой со всей области привезли необычные экспонаты.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЦЕНЗУРА
Одним из самых интересных проектов, на мой взгляд, стала походная палатка с вещами из советского прошлого. Ее разбили музейщики из Темиртау. Всем посетителям вязали на шеи красные галстуки и предлагали на призыв «Будь готов!» ответить, как полагается, «Всегда готов!». Внутри поставили патефон, барабан и горн, повесили флаги и старые фотографии. Но самое почетное место отвели телевизору.
В его деревянном корпусе – крошечный экран, диагональ которого не больше двадцати сантиметров. Дома у старшего научного сотрудника музея Тамары Дидик сейчас стоит большой плоский экран японского производства, который хозяйка может смотреть, только отойдя на почтительное расстояние в прихожую. Но начиналось-то наше телевидение со старых добрых «Рекордов». Описывая свое детство, Тамара Дмитриевна ласково смотрела на давно неработающий прибор. Она рассказывала, что к экрану приставлялась полая линза, в которой каждую неделю взрослые меняли дистиллированную воду, чтобы сохранять чистоту изображения. Каждый вечер все соседи приходили в гости со своими табуретками посмотреть трансляцию единственного в области канала. Он работал всего по четыре часа в день и воспринимался зрителями как окно в мир. Люди смотрели новости и патриотичные советские фильмы. Тамара Дмитриевна вспоминает картину «Высота», из которой родители «вырезали» постельную сцену с помощью скатерти:
- Они лежат закрытые под горлышко одеялом. На нем футболочка, на ней, наверное, ночная рубашка. Он монтажник, она сварщица. Они поженились и вот с утра лежат и беседуют, причем на производственные темы: обсуждают, на какой отметке будут сегодня работать. Родители считали, что детям такое смотреть нельзя. Поэтому мы сами домысливали, что происходит на экране. Мы тогда были все продвинутые. Все премудрости на улице познавали.
Хотя еще лет сорок назад таких телевизоров по городу были сотни, теперь найти их практически невозможно. Отдельные сохранившиеся экземпляры представляют музейную ценность.
КОСТЯНЫЕ ЛОПАТКИ
Пока темиртауские музейщики, повязав красные галстуки, ностальгировали у телевизора, их коллеги из поселка Жезды испачкали свои лица сажей, распустили волосы и надели сшитые из грубого холста платья. Обтягивающие их ноги темно-коричневые колготки изображали загар. Войдя в роль древних рудокопов, они сидели прямо на земле и камнями дробили самую настоящую медную руду. Получившийся порошок собирали лопаткам, представляющими собой не что иное, как лопаточные кости травоядных животных. В музее горного и плавильного дела работает модель древней медеплавильной печи. В Караганду удалось привезти лишь ее изображение. Музейщики объясняли, что дробленую руду затем обрабатывают огнем и получают самые разные предметы – от украшений до оружия. Кстати, когда президент страны побывал в музее, он собственноручно отлил по древней технологии экспонат. Теперь он занимает почетное место в музее и, в отличие от выкопанных археологами лопаточных костей, на интерактивном проекте не выставляется.
По решению жюри чумазые «рудокопы» из Жезды получили диплом первой степени. Темиртауские пионеры стали третьими.
Кстати
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ «МУЗЕЙНОЙ ВЕСНЫ»
Номинация «Лучший интерактивный проект»:
диплом I степени – Музей истории горного и плавильного дела поселка Жезды;
диплом II степени – Актогайский археолого-этнографический музей;
диплом III степени – Темиртауский историко-краеведческий музей и Шетский археолого-этнографический музей.
Номинация «Лучшая экспозиция»:
диплом I степени – Жезказганский историко-археологический музей и Балхашский историко-краеведческий музей;
диплом II степени – Карагандинский областной музей изобразительного искусства;
диплом III степени – Каркаралинский историко-краеведческий музей и Жанааркинский историко-краеведческий музей.
Номинация «Золотой объектив»:
диплом I степени – Литературно-мемориальный музей Абая Кунанбаева;
диплом II степени – Бухаржырауский историко-краеведческий музей.